Анатолий Николаевич Кузин

МАЛЫЙ СРОК
Воспоминания в форме эссе со свободным сюжетом
Взято из сайта <>
Отрывок

Я собирался ехать в Москву для продолжения учебы и занимался подготовкой к поступлению в институт. Николай с Арнольдом мечтали посмотреть Среднюю Азию.

Может быть, мои рассказы об удивительных красотах тамошней природы этому способствовали.

Весной 1954 года я из Чимкента отправился в путешествие по тем краям. С водой там плохо, поэтому поезда там тянут тепловозы и путешествие на крыше вагона особенно приятно. Воздух чистый и теплый. В глаза не летит угольная пыль, обычно выбрасываемая паровиком. Обзор круговой. Хребты Тянь Шаня на севере, и Гиссаро-Алая на юге Ферганской долины потрясают величием нас, равнинных жителей, Сыр-Дарья – быстрая, холодная и мутная, тоже не похожа на наши реки. Судоходства по реке нет и паромы цепляют за тросс, натянутый поверху между берегами. Течение сильное, и кольцо, надетое на этот тросс, отодвигают от пришвартованного парома в сторону реки. Отшвартовывают паром и он начинает уходить от берега как маятник, держась тросом за кольцо. По окончании кочка, рулевой веслом ослабляет трос, и кольцо скользит дальше к противоположному берегу и начинается следующий качек. Несколько качков и паром уже на той стороне. В долине удивительно ровные гряды возделанных полей, говорят об упорядочности и вечности этой земли. В ту пору луга, были все в тюльпанах – красных и желтых. А иногда одни красные. На остановках поезда черноволосые и смуглые девченки в красных платьицах и косынках предлагали пассажирам огромные букеты красных же тюльпанов. Какое-то впечатление бесконечного праздника.

Мой путь тогда был в Адрасман, к моему дяде по матери М.С. Громову. Он работал в ОБХСС,и, когда я, обкраденный в поезде, без копейки, приехал в Соцгород и позвонил ему из милиции по их связи, он попросил подождать его некоторое время. Соцгород меня покорил. Прекрасная планировка, стадион, которому может позавидовать любой областной город. Стриженая трава и чистота. Магазины полны продуктов и промтоваров – в Москве такого не найдешь. На улицах немецкие битюги-лошади для вывоза мусора. Рабочие по уборке улиц в добротных и хорошего фасона комбинезонах. Доселе я подобного не видел. Может быть, это первое и неточное впечатление, но оно у меня осталось. Когда приехал дядя, мы нашли попутную машину и поехали в Адрасман. Я представлял себе, что это где-то рядом, но ошибался. Вниз машина скатилась часа за два, а вверх они шли с трудом. Надо было забраться на полторы тысячи метров. Переправились через Сыр-Дарью по понтонному мосту. Поели манты (вроде беляшей) и пустились дальше в путь. Обычно машины идут на первой или второй скорости. Жара, мотор перегревается, и у каждой машины на бамперах висят камеры с водой на случай остановки. По пути колодцы, куда сливается вода из радиатора, а свежая вода вновь заливается в радиатор. Дядя знает дорогу давно и по пути комментирует. Он показывает многие останки машин на дне ущелий и объясняет, когда произошла катастрофа. Показывает откос глубиной метров пятьсот, где шофер рухнул вниз с прицепом и собственным кузовом, груженым лесом. Однако вырулил, остановился возле еле заметной речки внизу и, выехав на дорогу, прибыл в автопарк. Он никому не сказал в тот день о приключении, но потом специально ездили и изучали следы его полета с груженой машиной. Но в основном аварии кончались трагически.

Мне интересно было наблюдать смену поясов. У реки внизу уже отцвел урюк, выше только зацветает а в конце пути еще почки. Скалы после ночного дождя блестят и переливаются всеми цветами радуги от темно синего до желтого. Солнце снизу доверху. Навстечу идут машины с транспорантами в ширину кузова «Взрывчатка». Значит надо замирать и ждать их проезда. На закрытых, слепых поворотах водитель останавливается, выходит вперед, определяет состояние дороги, и только тогда продвигается дальше. Разъехаться на них нельзя, а пятиться опасно. Сам город высоко в горах и там лагеря заключенных и урановые шахты. Дядя мой одинадцать лет с призыва отстоял на сахалинской границе с собакой. Пришел домой без всякой профессии и теперь в милиции после учебы дослужился до капитана. Однако, это для отдельного рассказа.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s